Блаженнаго аввы Исаiи
1. Что пишешь ко мнѣ, что ты желалъ бы принести покаянiе о грѣхахъ своихъ, еслибъ Богъ освободилъ тебя отъ суетностей мiра сего, — то правильно говоришь. Ибо быть не можетъ, чтобы умъ, обремененный заботами вѣка сего, служилъ Богу какъ должно. Не можете, говоритъ Господь, Богу работати и мамонѣ (Матѳ. 6, 24). Подъ мамоною Онъ разумѣетъ всѣ дѣла мiрскiя, которыя, если не оставитъ человѣкъ, Богу работать не можетъ. Работа Богу требуетъ, чтобъ, когда воздаемъ Ему Божескую честь и поклоненiе, молимся Ему и славословимъ Его, не держали мы въ душѣ ни злобы, ни гнѣва, ни зависти, ни скверной похоти. Ибо всѣ такiя чувства облагаютъ бѣдную душу мракомъ, такъ что она не можетъ служить Богу чисто и въ сокровенностяхъ своихъ благословлять Его. Они не даютъ ей возноситься къ Богу, и съ сладостiю любви и теплотою сердца всеусердно молить Его, чтобъ Онъ просвѣтил ее; между тѣмъ, какъ только въ такомъ случаѣ, если она такъ настроена, можетъ она преуспевать по Богу и отсѣкать всѣ страсти. Достигнуть же этого мы иначе не можемъ, какъ когда отступимъ отъ мiрской мятежности. Душа и совнѣ и извнутрь терпитъ нападенiя. Совнѣ — отъ заботъ вѣка сего, чтобъ удовлетворить потребностямъ тела; извнутрь — отъ своихъ страстей, кои суть враги добродетели. Ихъ она не только уврачевать, но и увидеть не можетъ, если не освободится отъ делъ и заботъ мiрскихъ. Посему Господь Iисусъ говоритъ, что тѣ не могутъ быть Его учениками, которые не отрекаются отъ собственной своей воли (Лук. 14, 26). Ибо воля господствуетъ какъ надъ внутренними, такъ и надъ внѣшними дѣянiями. И потому, чтобъ она не подавляла ума, должна быть отвергаема, какъ заповѣдалъ Господь. Умъ подавляемъ бываетъ, когда душа держится въ узахъ дѣлъ и заботъ мiрскихъ: ибо тогда внутри свирѣпствуютъ и размножаются страсти. Почему когда душа, покорствуя словамъ Господа Iисуса, отвергнетъ всякую свою волю, естественно отвратится и отъ всѣхъ дѣлъ вѣка сего. Тогда умъ возбужденный, укрепившись, отгоняетъ отъ себя всѣ страсти и душу тщательно блюдетъ, чтобъ опять возвратясь на прежнее, не попала она въ руки враговъ. 2. Ибо душа подобна отроковицѣ, живущей съ мужемъ своимъ, которая, если мужу ея случится отойти на сторону, отбросивъ страхъ, начинаетъ нерадѣть о домашнихъ дѣлахъ. Но когда онъ возвратится домой, проворно возвращается къ долгу, и со страхомъ всѣмъ распоряжается, согласно съ волею мужа; онъ же промышляетъ для дома своего всѣ необходимыя вещи. Такъ и умъ тщательно блюдетъ душу, и добрыя дѣла, какъ дѣтей, отъ ней раждаетъ и питаетъ; и такимъ образомъ они согласуются между собою, чтобъ содѣлаться единымъ сердцемъ. Душа уму, какъ жена мужу, подчиняется: ибо, какъ говоритъ Апостолъ, глава женѣ мужъ (1 Кор. 11, 3). И еще: мужъ не долженъ есть покрывати главу, образъ и слава Божiя сый: жена же слава мужу есть. Нѣсть бо мужъ отъ жены, но жена отъ мужа: ибо не созданъ бысть мужъ жены ради, но жена мужа ради. Сего ради должна есть жена власть имѣти на главѣ, Ангел ради. Обаче ни мужъ безъ жены, ни жена безъ мужа о Господѣ. Якоже бо жена отъ мужа сице и мужъ женою: всяже отъ Бога (1 Кор. 11, 7-12). Итакъ, когда душа повинуется уму, тогда мы въ чистотѣ изливаемъ предъ Богомъ молитвы свои, тогда благословляемъ Бога изъ сердца святаго, тогда осiяваемы бываемъ Богомъ, тогда содѣлываемся истинными Ему поклонниками, — такими, какихъ ищетъ Богъ. Таковы тѣ, о коихъ Онъ Самъ сказалъ: вселюся въ нихъ и похожду (2 Кор. 6, 16). Тогда исполняется слѣдующее обѣтованiе: аще два отъ васъ совѣщаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будетъ има отъ Отца Моего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 18, 19). Итакъ, Господь хочетъ, чтобъ мы были чисты отъ всего, что можетъ осквернять насъ извнутри или со внѣ, — какъ Самъ Онъ чистъ. Почему говоритъ: бýдите во Мнѣ и Азъ въ васъ (Iоан. 15, 4). Видишь ли, братъ, какъ Онъ желаетъ, чтобъ мы были въ Немъ добрыми дѣлами, да и Онъ будетъ въ насъ святостiю? 3. Но я, скажетъ кто, пребываю въ Немъ крещенiемъ, дѣла же совершать не могу. Послушай, братъ возлюбленный! Кто прiемлетъ крещенiе, прiемлетъ его на умерщвленiе грѣха. Ибо, какъ говоритъ Апостолъ, спогребохомся Ему крещенiемъ въ смерть... да упразднится тѣло грѣховное, яко ктому не работати нам грѣху (Римл. 6, 4, 6). Вмѣстѣ съ грѣхом Христосъ пребывать не можетъ. Посему, если Христосъ въ тебѣ, плоть убо мертва грѣха ради, духъ же живетъ правды ради (Римл. 8, 10). Ибо мужатая жена, какъ говоритъ Апостолъ, жúву мужу привязана есть законом: аще ли же умретъ мужъ ея, разрѣшится отъ закона мужескаго. Тѣмже убо живу сущу мужу, прелюбодѣйца бываетъ, аще будетъ мужеви иному: аще ли умретъ мужъ ея, свободна есть отъ закона, не быти ей прелюбодѣйцѣ, бывшей мужу иному (Римл. 7, 2-3). Итакъ, если кто хочетъ знать, обитаетъ ли въ немъ Христосъ, да уразумѣетъ сiе изъ собственныхъ своихъ помышленiй. Пока грѣхъ имѣетъ власть надъ сердцемъ, до тѣхъ поръ Господь въ немъ не обитаетъ, и духъ Его не обрѣтаетъ въ немъ покоя. Богъ обитаетъ въ томъ человѣкѣ, который творитъ добрыя дѣла; и въ Богѣ тотъ человѣкъ, котораго сердце свободно отъ грѣха. Прилѣпляяйся сквернодѣйцѣ, говоритъ Апостолъ, едино тѣло есть с блудодѣйцею: прилѣпляяйся же Господеви, единъ духъ есть съ Господемъ (1 Кор. 6, 16-17). Подъ блудницею разумѣется всякая страсть. Итакъ, если душа свободна будетъ отъ страстей и избудетъ отъ всего, что враждебно ей в вѣкѣ семъ, тогда она пребываетъ въ Богѣ и напаяется духомъ Его; и такимъ образомъ исполняется въ ней сказанное предъ симъ: прилѣпляяйся Господеви, единъ духъ есть съ Господемъ. Тогда она научается, какъ должно молиться Богу, покланяясь Ему непрестанно, и прилѣпляясь Ему безпрерывно. Равнымъ образомъ и Онъ пребываетъ и упокаивается въ ней, открывая ей тайны и ущедряя ее дарами Своими недомыслимыми. Она возраждаема бываетъ Имъ чрезъ крещенiе и излiянiе Духа Святаго. 4. Далѣе, рожденный отъ Бога, какъ написано, не согрѣшаетъ... и лукавый не прикасается ему (1 Iоан. 5, 18). Аще не обратитеся, сказалъ Онъ Самъ, и бýдите яко дѣти, не внидете въ Царствiе Небесное (Матѳ. 18, 3). Яко убо новорождени младенцы, говоритъ св. Петръ, словесное и не лестное млеко возлюбúте, яко да о немъ возрастете во спасенiе (1 Петр. 2, 2). Какiя же дѣла суть дѣла младенца? Младенецъ, когда бьютъ его, плачетъ. Улыбкою признаетъ нравящихся ему. Когда презираютъ его, не гнѣвается; когда хвалятъ, не возносится. Если вмѣсто его почтишь другаго, не болитъ о томъ. Если отнимешь у него вещь какую, не тревожится. Если бываетъ признанъ наслѣдникомъ какихъ вещей, нисколько о томъ не заботится. Никого не зоветъ въ судъ. Объ имѣнiи своемъ не споритъ. Ни къ кому не имѣетъ ненависти. Если бѣденъ, не горюетъ. Если богатъ, не гордится. Если видитъ жену, не вожделѣваетъ ея. Ни похоть, ни забота не властвуютъ надъ нимъ. Никого онъ не судитъ. Ни надъ кѣмъ не заявляетъ власти. Никому не завидуетъ. Чего не знаетъ, о томъ не говоритъ. Надъ видомъ или одѣянiемъ ближняго не насмѣхается. Чиновъ мiрскихъ не домогается. Надъ собранiемъ богатства не корпитъ. Не любитъ скупости. Не упоренъ, не спорливъ, не скоръ на наученiе другихъ. Если и раздѣтъ, нимало тѣмъ не смущается. Не знаетъ печали. Не защищаетъ своей воли. Не боится голода. Не страшится злонамѣренныхъ и злодѣевъ. Не пугается отъ змiй и звѣрей. Если настоитъ война, не ужасается. Таковы тѣ, о коихъ сказалъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ: аще не обратитеся и будете яко дѣти, не внидете въ Царство Небесное. 5. Впрочемъ, когда младенецъ подрастетъ, въ немъ начинаетъ обнаруживаться зло; и Апостолъ находитъ въ немъ нѣчто достойное укора, говоря: да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всякимъ вѣтромъ ученiя, во лжи человѣчестѣй, въ коварствѣ козней льщенiя: истинствующе же въ любви, да возрастимъ въ Него всяческая, иже есть глава Христосъ (Еф. 4, 14-15). И въ другомъ мѣстѣ: какъ младенцевъ во Христѣ млекомъ вы напоихъ, а не брашномъ: ибо не у можасте: но ниже еще можете нынѣ: еще бо плотстiи есте (1 Кор. 3, 2). Въ другомъ еще мѣстѣ онъ же говоритъ: во елико время наслѣдникъ малъ есть, ни чимже лучшiй есть раба, Господь сый всѣхъ: но подъ повелители и приставники есть, даже до нарока отча. Такожде и мы, егда бѣхомъ млади, подъ стихiями бѣхомъ мiра порабощени (Гал. 4, 1-3). Также опять: похотей, говоритъ, юныхъ бѣгай (2 Тим. 2, 22). Научая же насъ избѣгать такого рода младенчества, говоритъ: братiе, не дѣти бывайте умы; но злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте (1 Кор. 14, 20). Здѣсь (въ словахъ: злобою младенствуйте) указываются Апостоломъ дѣла дѣтей, какiя требуетъ Господь. Сличивъ эти слова съ слѣдующими: отложше всяку злобу и всяку лесть и лицемѣрiе и зависть и вся клеветы, яко новорождени младенцы и проч. (1 Петр. 2, 12), уразумѣешь, братъ, какая мысль содержится въ словахъ Господа нашего Iисуса Христа, когда Онъ говоритъ: аминь, аминь глаголю вамъ: аще не обратитеся и будете яко дѣти, не внидете въ Царство Небесное. Каковыя слова тѣмъ бóльшаго требуютъ отъ насъ вниманiя и боязливой осмотрительности, что произнесены съ дважды повторенною клятвою, въ подтвержденiе непреложности ихъ. Ибо аминь есть слово клятвенное. Такъ Апостолъ Павелъ говоритъ: Аврааму обѣтовая Богъ, понеже ни единѣмъ имѣяше бóльшимъ клятися, кляся Собою, глаголя: воистину (аминь) благословя, благословлю тя (Евр. 6, 13-14). 6. Это и будемъ непрестанно со страхомъ и трепетомъ имѣть во вниманiи. Всякой разъ, какъ врагъ нашъ дiаволъ начнетъ насъ раздражать противъ ближняго, или когда кто оскорбитъ насъ чѣмъ, или покажет обидное къ намъ презрѣнiе, или клевету взнесетъ на насъ, или въ споръ вступитъ съ нами, или не будетъ внимателенъ къ слову нашему, и за это подыматься начнетъ въ насъ на него гнѣвъ яростный, или негодованiе, или ненависть, такъ что душа обымется мракомъ: тогда приведемъ на память слово Господа, коимъ Онъ такое рѣшительное кладетъ опредѣленiе: аминь, аминь глаголю вамъ: аще не обратитеся и не будете яко дѣти, не внидете въ Царство Небесное. Кто слыша слова сiи не вострепещетъ? Или кто изъ тѣхъ, у кого здравъ смыслъ, и кои не холодны къ дѣлу спасенiя своего, не извергнетъ, послѣ сего, изъ сердца своего всякое неудовольствiе на ближняго своего? Или кто, боясь огня геенскаго, не поспѣшитъ погасить въ сердцѣ своемъ огнь непрiязни къ брату, чтобъ не лишиться Царствiя Небеснаго? Слово краткое, но рѣшительное положилъ Господь: аще, говоритъ, не обратитеся и будете яко дѣти, не внидете въ Царство Небесное. Строго это опредѣленiе для тѣхъ, кои поблажаютъ своей волѣ, любятъ мiръ и не вѣдаютъ дара Духа Святаго, Который на кого низойдетъ, тому даетъ силу забывать всѣ неправды и научаетъ его вмѣсто гнѣва кротости, вмѣсто вражды миру, вмѣсто задорности смиренiю, вмѣсто отмщенiя терпѣнiю. Таковы тѣ, кои сподобились возрожденiя! 7. Возревнуемъ же извергнуть изъ сердца своего и истребить въ немъ то, о чемъ сказалъ великiй Апостолъ, чтобъ придти въ мѣру дитяти. Ибо тѣ, которые умерщвляютъ то въ себѣ, и отсѣкаютъ, приходятъ чрезъ то въ совершенный возрастъ. Таковы были Апостолы. И Господь, послѣ того, какъ дунувъ на нихъ, сказалъ: прiимите Духъ Святъ (Iоан. 20, 22), явясь потомъ на морѣ Галилейскомъ, говорилъ имъ: дѣти, имате ли что снѣдно здѣ? (Лук. 24, 41). Вдуновенiемъ Духа показалъ Онъ, что они сдѣлали себя дѣтьми; почему такъ и назвалъ ихъ, хотя по возрасту (не духовному) они не были дѣти. Опять написано: се Азъ и дѣти, яже Ми далъ есть Богъ (Исаiя 8, 18). Понеже убо дѣти прiобщишася плоти и крови, и Той прiискреннѣ прiобщися тѣхже, да смертiю упразднитъ имущаго державу смерти, сирѣчь дiавола (Евр. 2, 14-15). Чьей плоти и крови прiобщился Онъ въ уподобленiе имъ, если не тѣхъ, кои отбросили всякую злобу и пришли въ мѣру святаго дѣтства? Таковые бываютъ потомъ совершенными, какъ говоритъ Апостолъ: дондеже достигнемъ вси въ соединенiе вѣры... въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненiя Христова (Евр. 4, 13). Къ тѣмъ, кои такого суть рода, говоритъ Iоаннъ Апостолъ: пишу къ вамъ, дѣти, яко познасте Отца.., потомъ: писахъ вамъ, юноши, яко побѣдисте лукаваго (1 Iоан. 2, 14). Видишь ли, какъ тѣ, кои злобою младенствуютъ, бываютъ крѣпкими борцами противъ врага; потому что сбросили съ себя вооруженiе его, которое есть злоба? Потомъ они же становятся отцами и достигаютъ мѣры совершенства. Тогда имъ сообщаются таинства и откровенiя, какъ лицамъ достигшимъ мудрости, единодушiя, благости, кротости и чистоты. Они-то суть честь приносящiе Христу въ тѣлѣ своемъ. 8. Поелику это такъ есть, братъ, то со всякимъ старанiемъ позаботимся о томъ, чтобъ въ насъ не было въ чемъ-либо оскудѣнiя. Взыщемъ доброты, мужества и непоколебимости, чтобъ злобный врагъ не обольстилъ насъ, и не склонилъ, отвергши стыдъ и страхъ, предаться нечистымъ и непотребнымъ дѣламъ. Будемъ съ Давидомъ непрестанно Бога умолять, взывая: Призри, услыши мя Господи, Боже мой! Просвѣти очи мои, да некогда усну въ смерть; да некогда речетъ врагъ мой: укрѣпихся на него. Стужающiи ми возрадуются, аще подвижуся (Пс. 12, 45). Когда же враги нападутъ уже на насъ, воззовемъ, говоря: Боже, кто уподобится Тебѣ? Не премолчи, нижé укротися Боже: яко се врази Твои возшумѣша, и ненавидящiи Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совѣщаша на святыя Твоя. Рѣша: прiидите и потребимъ я отъ языкъ, и не помянется имя Израилево ктому (Пс. 82, 2, 5). Въ подобныхъ случаяхъ, св. Давидъ, Духомъ Святымъ движимый, вопiялъ въ молитвѣ: Боже мой, положи я, яко коло, яко трость предъ лицемъ вѣтра. Исполни лица ихъ безчестiя... и да познаютъ, яко Ты еси Богъ единъ (Пс. 82, 14, 17, 19). Такъ мужи, вѣрою огражденные, сердце свое вооружаютъ противъ враговъ, и твердо себя устанавливая на святомъ камнѣ, который есть Христосъ, съ непоколебимымъ мужествомъ отражаютъ ихъ, исповѣдуя потомъ: обыдоша мя яко пчелы сотъ, и разгорѣшася яко огнь въ тернiи, и именемъ Господнимъ противляхся имъ (Пс. 117, 12). 9. Почему если увидимъ, что окружившiе насъ злобою своею, то есть, унынiемъ и упадкомъ духа ревности, или похотiю какою разслабляютъ душу нашу, или гнѣвомъ раздражаютъ противъ ближняго, если тотъ сдѣлалъ что непрiятное, или очи наши подвигаютъ къ похотливому воззрѣнiю на красоту тѣлесную, или рѣчи другихъ, какъ ядъ, вливаютъ въ насъ или научаютъ для посѣянiя раздоровъ между другими, говорить: тотъ хорошъ, а этотъ худъ; не поддадимся злокозненности ихъ, но паче съ Давидомъ мужественно и крѣпкимъ сердцемъ воззовемъ: Господь защититель живота моего, отъ кого устрашуся? Аще ополчится на мя полкъ, не убоится сердце мое: аще возстанетъ на мя брань, на Него азъ уповаю. Едино просихъ отъ Господа, то взыщу: еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрѣти ми красоту Господню, и посѣщати храмъ святый Его. Яко скры мя въ селенiи Своемъ въ день зол моихъ. И нынѣ се вознесе главу мою на враги моя (Псал. 26, 1, 3, 6). Такъ взывать свойственно тѣмъ, коихъ умъ воскресъ отъ мертвости, которую Апостолъ именуетъ ночью, говоря: нѣсмы нощи, ниже тмы (1 Сол. 5, 5). Тѣхъ же, кои предавшись безпечности, нерадятъ о себѣ, обличаетъ онъ, говоря: спящiи въ нощи спятъ, и упивающiися въ нощи упиваются (Тамъ же, 7). И опять: день Господень, яко тать въ нощи, тако прiидетъ... и не имутъ избѣжати (Тамъ же, 2, 3), потому они въ нощи суть. А къ тѣмъ, коихъ умъ воскресъ отъ страстей, кои суть ночь, говоритъ онъ: мы же сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся въ броню вѣры и любве, и шлемъ упованiя спасенiя (Тамъ же, 8). 10. Будемъ же бодренно оберегать себя отъ мертвыхъ дѣлъ, и усердно внимать душѣ своей, чтобъ не сдѣлать чего противнаго естеству ея. Душа наша измѣнчива, и походитъ на желѣзо, которое если оставляется въ небреженiи, снѣдается ржавчиною, а если разжигается огнемъ, очищается; и пока лежитъ въ огнѣ, бываетъ подобно ему (огненно), такъ что никто не можетъ коснуться его, потому что оно огнь есть. Такъ и душа, когда устремляется къ Богу и бесѣдуетъ съ Нимъ, содѣлывается огнемъ, и опаляетъ враговъ своихъ — тѣхъ самыхъ, которые обычно угнетаютъ ее, когда она усыплена бываетъ сномъ безпечности. Итакъ, когда душа, подобно желѣзу, обновляется и содѣлывается святою; то уже не растлѣвается болѣе никакою вещiю мiра сего, но упокоевается въ истинномъ естествѣ своемъ, какое имѣетъ отъ Бога. Если же она отступаетъ отъ того, что ей естественно, то погибаетъ. Какъ земныя животныя погибаютъ, если погружаются въ воду, потому что имъ естественно жить на сушѣ, рыбы же умираютъ, когда извлекаютъ ихъ на сушу, потому что имъ естественно жить въ водѣ; такъ и душа тотчасъ гибнетъ, какъ только отступаетъ отъ свойственнаго ей по природѣ. Посему желающiе быть причастниками истинной жизни и сподобиться живоноснаго богообщенiя, боятся козней и обольщенiй мiра, и избѣгаютъ общенiя съ нимъ, чтобъ не попасться въ силки его, и не пасть на смерть. 11. Такая душа уже не можетъ любить мiра. Ибо помнитъ, какова была, прежде чѣмъ обратилась и стала жить въ Богѣ, и сколько ей досталось отъ мiра, и какъ злодѣйски онъ поступалъ съ нею. Съ нею бываетъ то же, что съ городомъ, которымъ завладѣваетъ чужой, враждебный царь. Когда входитъ въ него этотъ царь, граждане, пораженные страхомъ, своими руками себя отдаютъ побѣдителю, и онъ, тотчасъ низвергши статуи прежняго царя, и отмѣнивши его законы, поставляетъ свои статуи и вводитъ свои законы. Но если граждане тайкомъ дадутъ знать о томъ своему законному царю, прося помочь имъ, и тотъ, разгнѣвавшись, придетъ съ войскомъ на врага своего; тогда граждане, узнавъ объ этомъ, отворяютъ царю своему ворота, и онъ, вошедши, беретъ въ плѣнъ врага своего и убиваетъ, возстановляетъ свои статуи и прежнiе свои законы, низвергши статуи царя-противника своего и отмѣнивъ его законы. Тогда городъ радуется радостiю неизреченною. Царь начинаетъ жить въ немъ, и такъ его ограждаетъ, чтобъ никто уже болѣе завладѣть имъ не былъ въ силахъ. И гражданъ самихъ научаетъ владѣть оружiемъ, чтобъ впередъ не боялись никакого врага. Такъ, когда душа, по воспрiятiи св. крещенiя, бываетъ завоевана дiаволомъ, то онъ все въ ней низвращаетъ и опустошаетъ, извергши образъ истиннаго Царя, воздвигаетъ свой, и дѣлаетъ то, что бѣдная душа кружится въ заботахъ и мятежахъ вѣка сего, и работаетъ всякимъ грѣхамъ и страстямъ. Но когда благость великаго нашего Царя Iисуса Христа воззываетъ ее къ покаянiю, она съ радостiю отворяетъ врата Царю своему. И Онъ, вошедши, изгоняетъ противника Своего, скверный его образъ извергаетъ, непотребные его законы уничтожаетъ и душѣ возвращаетъ прежнюю ея свободу. Возстановивъ же въ ней Свой святый образъ, даетъ ей святые законы, преподаетъ ей искуство воевать, ограждаетъ всѣ ея чувства, и наконецъ упокоевается въ ней, яко Своей. И быть не можетъ, чтобы душа вошла въ покой Сына Божiя, если не имѣетъ образа Его. Ибо какъ никакой торговецъ не беретъ монеты, на которой не оттисненъ образъ царя, и мѣняльщикъ ея не одобряетъ, и царь не принимаетъ въ сокровищницу свою: такъ и душа, если не хранитъ въ себѣ образа великаго Царя нашего, Господа Iисуса Христа, не одобряется Ангелами и не принимается самимъ Царемъ; напротивъ того, слышитъ: какъ вошла ты сюда, не имѣя образа Моего? 12. Далѣе отличительная черта образа есть любовь. О семъ разумѣютъ вси, говоритъ Господь, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Iоан. 13, 35). Но любви Его не можетъ быть въ насъ, если душа наша такъ раздѣлена, что и Бога будто ищетъ, и любитъ между тѣмъ яже суть мiра сего. Какъ птица не можетъ летать съ однимъ крыломъ; такъ и душа не можетъ востечь къ Богу, если другою стороною наклонна къ мiру. Какъ корабль, если недостаетъ въ немъ чего существеннаго, не можетъ переплыть мóря: такъ и душа, если недостаетъ въ ней какой добродѣтели, не можетъ прейти пучины многомятежнаго мiра. Какъ корабельщики, надѣвъ красивыя одежды, перчатки и обувь, подобно женамъ, дѣла своего, какъ дóлжно, исправлять не могутъ, и плаванiю въ такомъ случаѣ идти успѣшно невозможно; такъ и душа не можетъ преодолѣть волнъ, воздвигаемыхъ бурею противныхъ духовъ, если не упразднилась отъ заботъ и мятежностей мiра. Какъ воинъ, которому надлежитъ вступить въ борьбу съ врагами царя своего, противостоять имъ не можетъ, если недостаетъ у него оружiя: такъ и человѣкъ не можетъ бороться съ противниками Христовыми, то есть, пороками и страстями, если не облечется во всеоружiе добродѣтелей. Какъ если падетъ какая-либо часть стѣны, враги свободно входятъ въ городъ чрезъ этотъ проломъ, хотя бы врата и бдительно охраняемы были; такъ если кто духовнаго своего зданiя оградѣ, съ какой-либо стороны, попуститъ сколько-нибудь пасть чрезъ склоненiе на страсть и грѣхъ, то хотя врата чувствъ и тщательно еще будутъ охраняемы, но врагъ-дiаволъ войдетъ внутрь и все низвратитъ. 13. Все это я не самъ отъ себя придумываю, но такъ учитъ само божественное Писанiе. И рече Господь Богъ Ною: тя видѣхъ (единаго) праведна предо Мною въ родѣ семъ (Быт. 7, 1). Аврааму же говоритъ Онъ: благоугождай предо Мною, и бýди непороченъ. И положу завѣтъ Мой между Мною и тобою... въ завѣтъ вѣченъ (Быт. 17, 1, 7). Въ книгѣ Числъ написано: иже аще обѣщается зѣло обѣтомъ еже очиститися чистотою Господу, да воздержится отъ вина и сикера, и оцта винна,... отъ всего могущаго опьянять (Числ. 6, 2-3). Во Второзаконiи говорится также: аще изыдеши ополчитися на враги твоя, да сохранишися отъ всякаго (дѣла и) слова зла (Второз. 23, 9), пока преданъ будетъ врагъ въ руки твои. А изъ сихъ седми народовъ никого не оставляй въ живыхъ плѣнными у себя, да не научатъ васъ творити всякiя мерзости своя... и согрѣшите предъ Господемъ Богомъ вашимъ (Второз. 20, 16-18). Научая же насъ, что не должно смущаться множествомъ враговъ, говоря: какъ ихъ истребить, когда ихъ такъ много? не возможеши, говоритъ, погубити ихъ вскорѣ, да не будетъ земля пуста и умножатся звѣрiе дивiи на тя (Второз. 7, 22); но мало-по-малу, — по мѣрѣ того, какъ ты будешь размножаться численностiю. Часто также заповѣдывалъ имъ Богъ, говоря: да не завѣщаеши къ нимъ (хананеямъ) завѣта, нижé да помилуеши ихъ (Тамъ же, 2): они должны быть всѣ истреблены предъ лицемъ твоимъ. Почему когда Iисусъ Навинъ осаждалъ Iерихонъ, и дѣлалъ распоряженiя, по Божiю повелѣнiю, какъ низвратить его, то сказалъ: и будетъ градъ сей проклятъ и вся яже суть въ немъ (Iис. Нав. 6, 10). Въ другой разъ, когда схватившись съ врагомъ, Израиль не могъ устоять, но побѣжалъ отъ лица его, Iисусъ, падши на лице свое, воззвалъ къ Богу: Господи, что реку? понеже отврати Израиль выю свою предъ враги своими. Господь сказалъ ему: согрѣшиша людiе... и украдше отъ клятвы, скрыша въ сосудѣхъ своихъ. Сего ради не могутъ сыны Израилевы стати предъ лицемъ враговъ своихъ (Iис. Нав. 7, 8-13). Это потому, что Ахаръ похитилъ нѣчто изъ вражескихъ вещей и скрылъ у себя. И Iисусъ не вышелъ на брань прежде, чѣмъ истребилъ Ахара со всѣмъ домомъ и имуществомъ его. Подобное сему видимъ на Саулѣ, котораго Богъ лишилъ царства за то, что взялъ лучшую часть изъ стадъ и воловъ Амалика, тогда какъ Богъ повелѣлъ все истребить, какъ преданное проклятiю (1 Цар. 15, 15 и др.). 14. Великое ли дѣло, что Iонаѳанъ, коснувшись концомъ копья своего меда, приложилъ его потомъ къ устамъ своимъ? И однакожъ за это Богъ не слышалъ потомъ всего Израиля (1 Цар. 14, 37). Почему Екклезiастъ, научая, что и малымъ какимъ-либо грѣхомъ сокрушается строй (полчище) добродѣтелей, говоритъ: мухи умершiи сгоняютъ елея сладость (Еккл. 10, 1). Также и Iезекiиль говоритъ: аще совратится праведникъ отъ правды своея и сотворитъ неправду... вся правды его не помянутся (Iез. 18, 24). И Апостолъ: малъ, говоритъ, квасъ все смѣшенiе кваситъ (Гал. 5, 9). Ананiя же и Сапфира жена его, какъ только сотворили одно лукавство предъ Господомъ, ложно показавъ цѣну пóля, тотчасъ предь ногами Апостоловъ испустили духъ (Дѣян. 5, 1 и т. д.). Аще кто, говоритъ Апостолъ Iаковъ, весь законъ исполнитъ, согрѣшитъ же во единемъ, бысть всѣмъ повиненъ (Iак. 2, 10). Увѣщаваетъ насъ Богъ къ Нему обратиться, говоря чрезъ Iезекiиля: беззаконникъ, аще обратится отъ беззаконiй своихъ и сотворитъ судъ и правду... жизнiю поживетъ. Вся согрѣшенiя его не помянутся ему. Яко не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися, и жúву быти ему (Iез. 18, 21-32). И у Iеремiи сiя глаголетъ Господь: еда падаяй не востанетъ? Или отвращаяйся не обратится? Вскую отвратишася людiе Мои сiи отвращенiемъ безстуднымъ? И укрѣпишася въ произволенiи своемъ и не восхотѣша обратитися? Обратитеся ко Мнѣ и обращуся къ вамъ (Iер. 8, 4-5). Самъ Господь говоритъ: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенiя ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный согрѣшенiя ваша. Аще же не отпущаете... ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ... (Матѳ. 6, 14-15). Братiе, пишетъ Апостолъ Павелъ, аще и впадетъ человѣкъ въ нѣкое прегрѣшенiе, вы духовнiи исправляйте таковаго духомъ кротости, блюдый себе да не и ты искушенъ будеши (Гал. 6, 1). Также и Iаковъ Апостолъ говоритъ: братiе, аще кто въ васъ заблудитъ отъ пути истины, и обратитъ кто его, да вѣсть, яко обративый грѣшника отъ заблужденiя пути его, спасетъ душу отъ смерти и покрыетъ множество грѣховъ (Iак. 5, 19-20). Вотъ какъ свидѣтельства всего Писанiя убѣждаютъ насъ внимать самимъ себѣ, чтобъ, когда ревнуемъ о добродѣтели, не укрывали мы въ себѣ ничего худаго, особенно гнѣва противъ ближняго; потому что онъ сгубитъ всѣ труды наши, и Господь нашъ Iисусъ Христосъ не поможетъ намъ въ то время, когда враги наши притѣснятъ насъ. Напротивъ, Онъ гнѣвается на таковыхъ, когда говоритъ въ притчѣ: рабе лукавый, весь долгъ онъ отпустихъ тебѣ, понеже умолилъ мя еси: не подобаше ли и тебѣ помиловати клеврета твоего? И предаде его мучителемъ, дондеже воздастъ весь долгъ свой. Тако и Отецъ Мой Небесный сотворитъ вамъ, аще не отпустите кiйждо брату своему отъ сердецъ вашихъ прегрѣшенiя ихъ (Матѳ. 18, 32-35). Разсмртри себя самого, братъ, и каждый день изслѣдуй сердце твое предъ лицемъ Бога, — чтобъ удостовѣриться, не скрывается ли въ немъ негодованiе, или гнѣвъ на брата твоего, или презрѣнiе, или зависть, или гордость. Ибо если оно заражено такого рода ядомъ; то не можетъ быть угодно Богу. Почаще приводи себѣ на память тѣ слова Господа: аще не отпустите кiйждо брату своему отъ сердецъ вашихъ согрѣшенiя ихъ... 15. Итакъ, кто боится попасть въ геенну, да извергнетъ изъ сердца своего всякую злобу. Внимай сердцу своему, братъ, и бодрствуй. Ибо враги наши крайне хитры, и ктому же никогда не спятъ. Вѣдай, что невозможно, чтобъ человѣкъ дѣлалъ добро, когда дѣйствуетъ зло. Можетъ однакожъ онъ подъ видомъ добра дѣлать зло. Почему Господь, внушая намъ быть бодренными, говоритъ: внидите узкими враты: яко пространная врата и широкiй путь вводяй въ пагубу и мнози суть входящiи имъ. Что узкая врата и тѣсный путь вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его. Внемлите отъ лживыхъ пророкъ, иже приходят къ вамъ во одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы. Отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Матѳ. 7, 13-16). Какiе же это плоды ихъ? Всѣ грѣхи, въ которые они стараются вогнать насъ. Но тѣхъ, кои отъ всего сердца любятъ Господа, не могутъ обольстить лживые пророки. Кто ны разлучитъ отъ любве Божiя? — говоритъ Апостолъ. — Скорбь ли, или тѣснота, или гоненiе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? Извѣстихся бо, яко ни смерть, ни животъ, ни Ангели, ни начала, ни силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божiя, яже о Христѣ Iисусѣ, Господѣ нашемъ (Римл. 8, 35-39). Видишь ли, братъ мой, что нѣтъ ничего въ мiрѣ, что любящихъ Бога отъ всего сердца могло бы разлучить отъ любви сей. Внимай же себѣ, чтобъ какое-нибудь зло не отдалило тебя отъ любви Его, — золото, или серебро, или домъ, или похоть, или гнѣвъ, или презрѣнiе, или какое грубое слово, или другой какой ядъ змiя, который вливаетъ онъ въ сердце наше. Не будемъ смущаться, но паче око свое устремимъ на мѣднаго змiя, котораго сдѣлалъ Моѵсей по повелѣнiю Господа. Онъ пригвоздилъ его къ древу на вершинѣ горы, чтобъ всякiй, уязвленный змiемъ, тотчасъ воззрѣвши на него, получалъ исцѣленiе. Мѣдный змiй изображалъ Господа нашего Iисуса Христа, Который благоволилъ принять образъ сей, чтобъ истребить тотъ ядъ, который Адамъ почерпнул изъ устъ змiя. Симъ способомъ естество наше испорченное возвращено въ естественное свое состоянiе. 16. Итакъ, когда ощутимъ, что змiй излилъ въ насъ ядъ свой, устремимъ поскорѣй очи свои на Распятаго, Который все то претерпѣлъ насъ ради, — и однакожъ не измѣнился и не подвигся на гнѣвъ противъ тѣхъ, кои подвергли Его такимъ страданiямъ и такому уничиженiю, — страдалъ ничего не отвѣчая, но пребывая неподвижнымъ подобно мѣдному змiю. Почему, если мы испросимъ помощи у Него, то не будемъ повреждаемы уязвленiями невидимыхъ змiевъ. Въ Немъ наша крѣпость и наше огражденiе. Яко же бо, говоритъ Онъ Самъ, Моѵсей вознесе змiю въ пустыни; тако подобаетъ Сыну человѣческому, да и всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Iоан. 3, 14). Да всякъ, говоритъ, вѣруяй въ Онь. Необходимо приступить къ Нему вѣрою. И мѣдный змiй не исцѣлялъ уязвленныхъ, если они не воззрѣвали на Него (Числ. 21, 8-9). Ибо многiе невѣры умирали отъ уязвленiя змiй, потому что презрѣли слова Бога, какъ свидѣтельствуетъ Апостолъ. Ни да искушаимъ, говоритъ, Христа, якоже нѣцiи отъ нихъ искусиша, и отъ змiй погибоша (1 Кор. 10, 9). Видишь ли, братъ, что и въ наше время змiи кроются въ сердцѣ тѣхъ, кои хотятъ искушать Господа Iисуса? Кто же это такiе? Именно тѣ, которые спрашиваютъ о заповѣдяхъ Его, когда исполнить ихъ не хотятъ. И вопроси Его, говоритъ Евангелiе, единъ отъ нихъ законоучитель, искушая Его и глаголя: Учителю, кая есть заповѣдь больши въ законѣ? Iисусъ же рече ему: возлюбúши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслiю твоею... и искренняго твоего, яко самъ себе. Въ сiю обою заповѣдiю весь законъ и Пророцы висятъ (Матѳ. 22, 35-40). Видишь ли, что тѣ, которые спрашиваютъ, а не творятъ, называются искусителями, потому что не хотятъ вѣрить мѣдному змiю, могущему уврачевать ихъ отъ смертоноснаго уязвленiя невидимаго змiя. 17. Итакъ, утверди сердце свое, и не говори: какъ я могу сохранить заповѣди Его, будучи человѣкъ-грѣшникъ? Ибо кто обратясь къ Богу въ покаянiи, исповѣдуетъ грѣхи свои, тотъ возраждается, да якоже, какъ говоритъ Апостолъ, облекохомся во образъ перстнаго, облечемся и во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49). Богъ далъ, какъ видишь, человѣку возможность и способъ преобразовываться въ покаянiи, и содѣлываться черезъ него совершенно новымъ. Матерь, когда младенецъ на лонѣ ея, хранитъ его отъ всякаго зла. Если заплачетъ, дастъ ему груди, легко ударяя его по щечкѣ, чтобъ сосалъ молоко со страхомъ и не дѣлался необузданнымъ; или обниманiемъ и поцѣлуями успокоиваетъ его во время плача. Какъ свое сердце и свою утробу, любитъ она его и лелѣетъ, заставляя сосать груди. Покажи ты младенцу золото, или серебро, или маргариты, или другое что, онъ взглянетъ конечно на это, но тотчасъ отвращается, прижимаясь къ лону матери, чтобъ взять сосцы ея. Отецъ не укоряетъ его, что ничего не дѣлаетъ, что нейдетъ на войну, и не борется съ врагами; потому что малъ и не можетъ этого. Ноги имѣетъ, но держаться на нихъ не можетъ; руки имѣетъ, но не можетъ владѣть оружiемъ. Терпѣливо ждутъ родители, чтобъ онъ мало-по-малу выросталъ. Когда немного подростетъ онъ, и случится ему съ кѣмъ-либо вступить въ борьбу; то хоть и будетъ побѣжденъ, отецъ не гнѣвается за то, потому что онъ еще малъ. Но когда онъ становится мужемъ, тогда открываются его сила и искуство и онъ преслѣдуетъ враговъ отца. Тогда отецъ все свое поручаетъ ему и ввѣряетъ, какъ сыну. Но если послѣ всѣхъ трудовъ, которые понесли родители въ воспитанiи его, случится голодъ, или повѣтрiе, или война, а онъ оставитъ родителей и не захочетъ успокоивать ихъ въ старости и сведетъ дружбу съ врагами ихъ; тогда, забывъ любовь свою прежнюю, они изгоняютъ изъ дома неблагодарнаго сына и лишаютъ его наслѣдства. 18. Такъ и мы, братiе, постараемся держаться въ объятьяхъ покаянiя и сосать млеко изъ святыхъ грудей его, чтобъ оно питало и лелѣяло насъ. Презримъ все, что ни видимъ, чтобъ усладилось млеко его въ устахъ нашихъ. Подчинимся игу его дисциплины, чтобъ оно продолжало пещись о насъ. Если вступимъ въ борьбу съ врагами нашими, и они уронятъ насъ, какъ младенцевъ еще, восплачемъ на лонѣ его, чтобъ оно умолило Отца нашего отмстить за насъ тѣмъ, кои утѣсняютъ насъ. Отсѣчемъ всякую волю свою отъ сердецъ нашихъ, и будемъ держать себя странниками и пришельцами, чтобъ оно хранило насъ и защищало, какъ Авраама. Предадимъ себя въ руки его, какъ Iаковъ, чтобъ удостоиться за то благословенiя Отца нашего. Отречемся отъ всѣхъ надеждъ нашихъ, какъ Моѵсей, который подъ Его покровомъ сохраненъ былъ отъ враговъ, желавшихъ умертвить его. Будемъ хранить его, какъ святыню, да вознесетъ оно насъ въ землѣ враговъ нашихъ. Будемъ держать себя въ немъ, какъ въ крѣпости, подобно Самуилу, который въ отрочествѣ не выходилъ изъ Скинiи. Не дадимъ въ сердцѣ нашемъ мѣста лѣности, да не лишитъ она насъ наслѣдiя земли обѣтованной. Во всѣхъ вещахъ возлюбимъ смиренiе, чтобъ, подобно Халеву, сподобиться войти въ землю, кипящую медомъ и млекомъ. Не воспохотствуемъ ничего погибельнаго, чтобъ не погибнуть подобно Ахару. Возлюбимъ остенъ совѣсти, возбуждающiй насъ каждочасно, да сохранитъ она насъ во время искушенiя, какъ Раавъ. Не будемъ поблажать гортани никаким желательными яствами, да не погубитъ она насъ, какъ сыновъ Илiя. Сохранимъ себя непорочными изъ всякой неправды, подобно Самуилу, котораго совѣсть не обличала ни въ какомъ злѣ, которое бы сдѣлалъ онъ ближнему своему. Поостережемся воздать зломъ ближнему, чтобъ это хранило насъ отъ зла, какъ Давида. Воздержимся отъ всякаго высокомѣрiя и тщеславiя, чтобъ они не изгнали насъ отъ лица Отца нашего, какъ Авессалома. Возлюбимъ смиренiе и мужество, чтобъ сдѣлаться отмстителями врагамъ Отца нашего, подобно Соломону. Во всемъ постараемся являть покорность заповѣдямъ, воздерживая члены свои отъ всякихъ мертвыхъ дѣлъ, чтобъ прiобрѣсть стремительное противъ враговъ нашихъ сердце, подобно Илiи Ѳесвитянину. Не будемъ жадны и падки на удовольствiя, чтобъ это не сгубило насъ, какъ Ахава. Будемъ послушны духовнымъ отцамъ нашимъ, во всемъ отрицаясь отъ своихъ хотѣнiй, чтобъ за благопокорливость имъ, почило на насъ благословенiе ихъ, какъ на Елисеѣ Илiино. Не будемъ корыстолюбивы и лживы, чтобъ не опроказиться, подобно Гiезiю. Людей благочестивыхъ будемъ любить паче себя самихъ, да сподобимся благословенiя ихъ, подобно Сумантянынѣ. До самой смерти будемъ преслѣдовать ненавистiю всякой грѣхъ, чтобъ въ день нужды это помогло намъ, какъ Сусаннѣ. Не возжелаемъ разнаго рода снѣдей, подобно тѣмъ, кои получали пищу отъ стола Навуходоносорова. Будемъ радоваться въ бѣдахъ и скорбяхъ, подобно тремъ отрокамъ. Будемъ исполнять службы Божiи подобно Данiилу, который восхотѣлъ лучше умереть, чѣмъ оставить молитвы, которыя обычно возносилъ каждый день Богу. Богъ крѣпокъ, — и хранитъ отъ искушенiя тѣхъ, кои любятъ Его; нечестивыхъ же предаетъ пагубѣ. Вѣра праведника въ Бога лютыхъ звѣрей дѣлаетъ агнцами овчими. Благословенъ Богъ, даровавшiй намъ благодать покаянiя, и благословенъ отъ Бога любящiй покаянiе, и выю свою подклонающiй подъ иго воли Его, пока не обновится свыше силою Его. 19. Крайне, братъ, нужны человѣку тщанiе, разсудительность и бодренность, чтобъ, всякую свою волю отвергая, право ступалъ онъ во всѣхъ путяхъ своихъ, чтобъ не заблудиться и не попасть въ руки враговъ покаянiя. Кто считаетъ себя праведнымъ, тотъ убиваетъ его. Кто судитъ грѣшниковъ, тотъ гонитъ его и преслѣдуетъ. Кто презираетъ нерадивыхъ, тотъ разслабляетъ его (даетъ ему отпускную). О немъ въ Притчахъ написано: тѣсны стези дому ея: брашна же лѣностнаго не яде. Сугуба одѣянiя сотвори мужу своему. Бысть яко корабль куплю дѣющiй издалеча: собираетъ себѣ богатство (Притч. 31, 27; 22, 14). Будемъ разсуждать о немъ по указанiю сихъ словъ. Торговецъ, нагружающiй корабль, не одинъ родъ товаровъ забираетъ въ него, а все, отъ чего надѣется получить прибыль. Если видитъ, что кто-нибудь понесъ убытки, то ему не подражаетъ, а тѣмъ, которые вышли въ богачи. Тѣхъ жителей, которыхъ считаетъ независтливыми, разспрашиваетъ, за сколько какую вещь можно купить, или продать. Такова и душа, которая съ радостiю взыскиваетъ Бога. Не бываетъ она довольна однимъ чѣмъ, но все забираетъ, отъ чего надѣется себѣ пользы (въ начатомъ дѣлѣ); то же все, въ чемъ подозрѣваетъ какой вредъ, отвергаетъ безъ жалѣнiя. Нынѣ убо, братъ мой, когда сталъ ты купцемъ Господа Iисуса, опасливо разбирай товары и ни за что не бери тѣхъ, которые приносятъ одинъ убытокъ. Такого рода суть: слава человѣческая, гордость, надмѣнность, высокомѣрiе, гнѣвъ, злословiе, скупость, раздоръ. Это и сему подобное не благоугодно Господу Iисусу. Разсматривай, братъ, тщательно самого себя, и чувства свои изслѣдуй, чтобъ знать, кому какое изъ нихъ приноситъ плодъ — Богу, т. е. или грѣху. Не увлекаются ли очи твои похотiю? Не скоръ ли языкъ твой на продерзость? Не плѣняется ли сердце твое человѣческою славою? Не слушаютъ ли охотно уши твои льстецовъ и злословцевъ? Все это обращается во вредъ уму твоему. Въ книгѣ Левитъ написано: глаголи Аарону и сыновомъ его: всѣхъ, елика имутъ порокъ въ себѣ, да не принесутъ Господу (Лев. 22, 18, 20), да не умрутъ. Ааронъ означаетъ умъ. Поелику врагъ ко всякому виду правды старается подмѣшивать своего зла, то и заповѣдуется разсматривать приносимое, прежде чѣмъ принесется, чтобъ не принять чего съ подмѣсью грѣха, и не умереть. 20. Такое тщательное изслѣдованiе свойственно тѣмъ, которые истинно любятъ Господа Iисуса и уповаютъ на Него. Душа таковыхъ содѣлалась невѣстою, украшенною всѣми добродѣтелями. Ибо какъ говоритъ Апостолъ: всѣ мы откровеннымъ лицемъ славу Божiю взирающе, въ тотъ же образъ преобразуемся отъ славы въ славу, яко отъ Господня духа (2 Кор. 3, 18). Нынѣ видимъ зерцаломъ въ гаданiи, тогда же узримъ Его лицемъ къ лицу (1 Кор. 13, 12). Почему дýши, содѣлавшiяся невѣстами, разсматриваютъ себя въ чистотѣ, какъ въ зеркалѣ, не осталось бы какое пятно на лицѣ, непрiятное Жениху ихъ. Ибо Онъ требуетъ, чтобъ дѣвы, т. е. дýши, были чисты, непорочны и никакого не имѣли пятна, — таковы, какъ написано о Ревеккѣ: дѣвица же бяше доброзрачна зѣло... мужъ не позна ея (Быт. 24, 16); или какъ тѣ, о которыхъ говоритъ псаломъ: приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ ея, искреннiя ея приведутся Тебѣ (Пс. 44, 15). Ибо возрожденiе св. крещенiя обновляетъ ихъ отъ всякой ветхости. И покаянiе освящаетъ ихъ и дѣлаетъ дѣвами чистыми. Они забываютъ тогда про все ветхое. Слыши, — говоритъ, — дщи, и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и домъ отца твоего, и возжелаетъ Царь добрóты твоея (Тамъ же, 11-12). И всѣ силы небесныя обратятъ тогда на нее взоры свои, ради чистоты, которою украсило ее покаянiе, содѣлавъ ее чрезъ то едино тѣло съ Господомъ, — и рекутъ: кто сiя восходящая отъ пустыни, яко стебло дыма, кадящее смѵрну и ливанъ, отъ всѣхъ благовонiй мѵроварца? (Пѣсн. 3, 6). 21. Итакъ, всѣми силами будемъ домогаться того, чтобъ мало-по-малу совлечься намъ дѣянiй ветхаго человека; будемъ избѣгать всего пагубнаго, пока прiидетъ къ намъ любовь Господа, и отъявъ у насъ образъ перстнаго, напечатлѣетъ въ сердцѣ нашемъ Его святый образъ, чтобъ ставъ чистыми и непорочными, безъ всякаго пятна, содѣлались мы достойными Его. Якоже облекохомся во образъ перстнаго, да облечемся и во образъ Небеснаго, какъ говоритъ Апостолъ (1 Кор. 15, 49). По Апостолу, никого нѣтъ безъ грѣха послѣ того, какъ совершено первое преступленiе; но есть покаянiе, которое ведетъ человѣка къ совершенной чистотѣ: почему онъ убѣждаетъ насъ, — разрушить въ себѣ дѣянiе того, кто не повинулся вначалѣ, и любовiю воспрiять дѣянiе Господа нашего Iисуса Христа (послушливаго даже до смерти), повинуясь заповѣдямъ Его. Движимый милосердiемъ, Онъ понесъ рабство (зракъ раба) человека, чтобъ возвесть его въ мысленный рай, и ущедрить всѣми Своими святыми добродѣтелями, давъ ему способъ питаться отъ древа жизни, которое есть познанiе Его словесъ, и исполненiе ихъ. Это водворяетъ миръ въ душахъ вѣрующихъ и хранитъ ихъ непрестанно, заставляя заграждать уши отъ всякой рѣчи пагубнаго змiя, чрезъ напоминанiе о томъ жестокомъ рабствѣ, въ которое впали мы первым непослушанiемъ, — и побуждая всегда благодаренiе возсылать Тому, Кто искупилъ насъ безцѣнною кровiю Своею, раздравъ на крестѣ рукописанiе нашего рабства (Кол. 2, 14) и приписавъ насъ Себѣ въ братья и друзья (Iоан. 15, 14-15). Ибо Онъ, изливая въ любви Духа Своего на учениковъ Своихъ, и оживляя дýши ихъ, сказалъ: восхожду къ Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Iоан. 20, 17). Отче, ихже далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тiи будутъ со Мною. Яко возлюбилъ еси ихъ, якоже Мене возлюбилъ еси (Iоан. 17, 23-24). 22. Впрочемъ, чтобъ показать, что Онъ говоритъ это не о всѣхъ, а только о тѣхъ, кои, отсѣкая свои воли, повинуются Его святой волѣ, и прекращаютъ всякое общенiе съ мiромъ, сказалъ: Я избралъ ихъ отъ мiра, сего ради ненавидитъ ихъ мiръ, потому они уже не суть отъ него (Iоан. 15, 19). Оставившiе та, яже суть мiра сего, содѣлались, какъ видишь, достойными быть невѣстами Господа Iисуса и пребываютъ во истинѣ Его. Сего ради, говоритъ Апостолъ, оставитъ человѣкъ отца и матерь, и прилѣпится къ женѣ своей и будета два въ плоть едину. Тайна сiя велика есть. Азъ же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5, 31-32). Тотъ же Апостолъ и язычниковъ назвалъ сонаслѣдниками, сотѣлесниками и сопричастниками обѣтованiя во Христѣ Iисусѣ, чрезъ Евангелiе (Еф. 3, 6). Ибо чрезъ это они содѣлались достойными быть едино тѣло съ Нимъ. Духъ Святый обитаетъ въ таковыхъ и внушаетъ имъ все нужное; и Онъ уже печется о нихъ. Не вы бо будете глаголющiи, говоритъ Господь, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ (Матѳ. 10, 20). И Апостолъ тоже говоритъ: намъ же открылъ есть Богъ Духомъ Святымъ: Духъ же испытуетъ вся и глубины Божiя. Мы умъ Христовъ имамы (1 Кор. 2, 10, 16). Какъ же можно намъ послѣ сего, умомъ Христовымъ помышлять о чемъ-либо грѣховномъ? Зри, братъ, въ душѣ своей тайну сiю. 23. Всѣ роды животныхъ, находящихся на землѣ, раждаютъ, совокупляясь съ подобными себѣ, а не съ разнородными, домашнiй ли то скотъ, или звѣри, гады, или птицы. Почему Богъ привелъ всѣхъ животныхъ к Адаму, чтобъ увидѣлъ, есть ли между ними какое, ему подобное. Не нашлось ни одного; потому что всѣ были не его природы. Тогда взялъ Богъ одну изъ костей его и сотворилъ ему жену, которая есть потому взята отъ мужа своего. Тайна сiя великая повторяется въ тѣхъ, кои бываютъ невѣстами Христу, потому что такiя отъ Него суть чрезъ возрожденiе, суть из святаго Его тѣла. Почему Апостолъ говоритъ: всѣ мы едино тѣло есмы о Христѣ, а по единому другъ друга уди (Рим. 12, 5). И еще: зане уди есмы тѣла Его, отъ плоти Его и отъ костей Его (Еф. 5, 30). Видишь ли, что какъ Ева изъ Адама, и всѣ люди отъ нихъ, и во всѣхъ людяхъ одна и та же человѣческая природа: такъ Господь во всѣхъ есть, кои отъ Него; и всѣ, кои отъ Него, то же Ему суть, что Ева Адаму, и именуются невѣстами Его. Которыя же оказываются неразумными, подобно скотамъ, и подражаютъ то хищничеству звѣрей, похищая другъ у друга, что попалось, или непостоянству птицъ, или ядовитости змiй, — дýши тѣхъ невѣстами Христовыми быть не могутъ, потому что они разны съ Нимъ въ дѣятельности. Видишь, братъ, какъ хочетъ Господь, чтобъ человѣкъ уподобился Ему, да будетъ душа его невѣстою Ему. Такъ изъ дѣлъ своихъ можетъ познавать душа, съ кѣмъ она сродна. Если она дѣйствуетъ право, то Духъ Святый обитаетъ въ ней. Добрыя дѣянiя дѣлаютъ душу свободною отъ страстей. И быть не можетъ, чтобъ въ таковой душѣ не обиталъ Духъ Святый. Аще любите Мя, говоритъ Господь, заповѣди Моя соблюдите. И Азъ умолю Отца, и иного Утѣшителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами во вѣкъ Духъ истины (Iоан. 14, 15-17). То же говоритъ и Апостолъ: или не знаете себе, яко Iисусъ Христосъ въ васъ есть? Развѣ точiю чимъ не искусни есте (2 Кор. 13, 5). Видишь, какъ если кто не подражаетъ дѣянiямъ Господа, не одобряется, и невѣстою Его быть не можетъ? И дѣвы (въ притчѣ) всѣ приготовили лампады свои, но которыя изъ нихъ не имѣли добрыхъ дѣлъ, тѣ отвергнуты (Матѳ. 15, 1-12). Мрежа вверженная въ море собрала всякаго рода рыбъ; но только добрыя взяты были въ сосуды (Матѳ. 13, 47). Плевелы росли вмѣстѣ съ пшеницею, но когда пришла жатва, они были связаны особо и сожжены огнемъ (Тамъ же, 25, 30). Розги, не приносящiя плодовъ, отсѣкаются и въ огнь бросаются (Iоан. 15, 6). Овцы паслись вмѣстѣ съ козлищами, но потомъ овцы только поставлены одесную, козлища же ошуюю (Матѳ. 25, 33). Сѣявшiй сѣялъ одинаковое сѣмя, но только то, которое пало на добрую землю, принесло плодъ (Матѳ. 13, 3-8). Господинъ раздалъ серебро безъ лицепрiятiя, всякому по силѣ, но удовольствовался потомъ только возвращенiемъ удвоеннаго количества его (Матѳ. 25, 21-23). На бракъ позваны всѣ, но того, кто не имѣлъ одѣянiя брачнаго, велѣно было ввергнуть во тму кромѣшную (Матѳ. 22, 11-13). Многiе объявляютъ себя исповѣдающими правую вѣру; но тѣ изъ нихъ, которые не имѣютъ добрыхъ дѣлъ, извергнутся вонъ: мнози бо суть звани, мало же избранныхъ (Матѳ. 22, 14). 24. Изслѣдуемъ же себя самихъ, братiе, и дѣла наши взвѣсимъ, прежде чѣмъ придетъ часъ предстать намъ Господу; чтобъ не быть намъ изъ числа тѣхъ, кои творятъ волю плоти. Приложимъ трудъ стяжать такiя богатства, какiя обрѣтемъ въ тотъ часъ нужды; тѣ же, которыя здѣсь противъ воли надо будетъ оставить, презримъ. Посмотримъ на тѣхъ, которые съ большимъ усердiемъ налегали на собранiе этихъ тлѣнныхъ богатствъ, какъ, оставя ихъ здѣсь, они попали въ геенну, потому что нерадѣли слѣдовать стопамъ Господа Iисуса, чтобъ сдѣлаться достойными Его невѣстами. Итакъ, понудимъ себя на слезы предъ Богомъ и на сокровенное болѣзнованiе и воздыханiе сердца, чтобъ не подвергнуться подобному сраму. Когда на морѣ поднимается буря и многiе корабли погружаются въ волнахъ, не говоримъ: погибнемъ и мы, какъ погибли они; а напротивъ всѣми силами стараемся и обѣты даемъ Богу, чтобъ выдти цѣлыми изъ бѣды. Точно, братiе, великая свирѣпствуетъ буря въ морѣ жизни сей. Приложимъ же трудъ и ко Господу не престанемъ взывать, чтобъ не погрязнуть въ волнахъ. Если не сбросимъ съ себя бремени грѣховъ, и не обнажимъ себя отъ многозаботливости, то выйдти цѣлыми изъ этой всевозмятающей бури не можемъ. Моѵсей не прежде воспѣлъ пѣснь Богу, какъ перешедши море и увидѣвъ погибель тѣхъ, которые хотѣли удержать въ рабствѣ народъ Божiй! Тогда наконецъ сказалъ онъ: Господеви поимъ: славно бо прославися. Коня и всадника вверже въ море (Исх. 15, 1). 25. Итакъ, если умъ сохранитъ чувства души отъ воли плоти и столпъ созерцанiя отдѣлить душу отъ ней; тогда Богъ, видя злобу и вражество страстей, которыя, нападая на душу, хотятъ удержать чувства ея во грѣхахъ, подаетъ помощь уму, непрестанно молящемуся, и враговъ его всѣхъ погубляетъ и истребляетъ. Такъ Онъ и съ Моѵсеемъ сдѣлалъ. Что вопiеши ко Мнѣ? — сказалъ Онъ ему. Скажи сынамъ Израиля, чтобъ были готовы. Ты же возми жезлъ твой, ударь имъ по морю и оно изсохнетъ (Исх. 14, 15-16). Вѣренъ Богъ! Онъ и намъ поможетъ, какъ Моѵсею, и изметъ насъ изъ рукъ враговъ нашихъ, да воспоемъ Ему пѣснь новую и речемъ: Господеви поимъ. Славно бо прославися! Но какъ можемъ мы произнести такiя слова, если сами покорствуемъ врагамъ нашимъ, и волею возвращаемся въ Египетъ, вожделѣвая того, что прежде вкушали и вопя къ Аарону: сдѣлай намъ боговъ, которые бы шли впереди насъ и возвратили насъ въ Египетъ; ибо намъ не нравится эта пища духовная (Исх. 32, 1; Числ. 21, 5). Силенъ Богъ послать къ намъ Моѵсея, да сотремъ тельца излiяннаго, которымъ мы подвигли Его на гнѣвъ. Силенъ Богъ, подавши намъ даръ покаянiя, снова обратить насъ къ Себѣ, и Моѵсея воодушевить помолиться за насъ, говоря: аще оставиши имъ грѣхъ сей, остави: аще же ни, изглади мя изъ книги живыхъ (Исх. 32, 32). Укрѣпитъ Онъ и Iисуса, въ то время, когда надо будетъ истребить семь языковъ, чтобъ ввесть насъ въ землю обѣтованiя. Тогда Израиль прiиметъ наслѣдiе и начнетъ обитать въ немъ въ полномъ довольствѣ во вѣки вѣковъ. Аминь. Господа нашего Iисуса Христа есть крѣпость, Его помощь, Его покровъ, Его мудрость, Его охрана. Онъ есть въ насъ въ славу и честь Бога Отца и Духа Святаго, во вѣки вѣковъ. Аминь. Если разумѣешь это, братъ, приложи трудъ и сотворить то. И Господь покроетъ тебя въ часъ искушенiя. Аминь.
Текст по изданию «Добротолюбiе в русскомъ переводѣ, дополненное» (Томъ первый. Иждивенiемъ русскаго на Аѳоне Пантелеимонова монастыря. Санкт-Петербургъ. Типографiя Н. А. Лебедева, Невск. просп. д. №8, 1877).
|