Блаженный Авва Исаия. Слово 6. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием.

Блаженного Аввы Исаии
Слово 6-ое,
О желающих безмолвствовать
добрым безмолвием, –
да внимают себе,
чтоб отревать татей, окрадающих их,
и не иждивать времени своего
в пленении и работе горькой,
предавая сердца свои делам,
кои не приличествуют им,
и забывая о грехах своих.


1. Любовь к пытанию Писания рождает споры и вражды, плач же о грехах своих приносит мир. Грех монаху, сидящему в келии своей, если он, оставляя грехи свои, вдаётся в пытание Писания. Кто предаёт сердце своё (пытанию), – почему Писание сказало так и так, – прежде, чем стяжет себя самого (стяжет внимание в себе, или власть над собой, или высвободит себя из страстей), тот имеет сердце пытливое и пленение крайнее, а кто бодренно блюдёт, чтоб не быть чем-либо пленену, тот любит повергать себя пред лицом Бога.

2. Кто изыскивает, чему бы уподобить Бога, тот хулит Бога, а кто ищет, как бы (совершеннее) почтить Его, тот любит чистоту в страхе Божием.

3. Кто соблюдает словеса Божии, тот познал Бога (1 Иоан. 2, 3), – и таковой исполняет их, как должник (в чувстве неотложного долга).

4. Не ищи высших (даров) Божиих, пока молишься Ему о помощи, да придёт и спасёт тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет (для него уготовано) место нескверное и чистое.

5. Кто утверждается на собственном своём разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов* и не может быть от Духа (Божия), приносящего сердцу печаль (или сокрушение).

6. Кто, видя словеса Писания, творит их по собственному своему разуму, и на нём утверждает себя, что так есть (на нём утверждаясь, полагает, что так должно понимать слова те), – таковой не знает славы Божией и богатства Его; а кто видя, говорит: не знаю, – человек есмь, и воздаёт славу Богу, – в таковом обитает богатство Божие, по силе его и по помыслу его.

7. Не будь охоч открывать помысел свой всем, а только отцам своим, чтоб не навлечь себе печали в сердце своё.

8. Храни уста свои, да честным будет пред тобою ближний твой (уважение к ближнему да остерегает уста от осуждения его).

9. Приучи язык свой к словесам Божиим с разумом, и ложь убежит от тебя.

10. Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении ещё большем, соделывает страх Божий в сердце твоём.

11. Не желай быть другом славных мира сего, чтоб слава его (чувство зловредности славы его) не притупилась у тебя.

12. Если кто наговорит пред тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на него), не склоняйся против него, чтоб не постигло тебя то, чего не желаешь.

13. Простота и не мерение себя (вменение себя ни во что) очищают сердце от лукавства. Кто лукаво ходит с братом своим (обходится с ним), того не минует печаль сердечная. Кто говорит одно, а в сердце своём имеет другое в лукавстве, всё служение (leitorgia – молитвы) такового тщетно. Не прилепись к кому-либо из таковых, чтоб не оскверниться ядом его осквернённым. Ходи с незлобивыми, да общником будешь славы их и чистоты.

14. Не имей злобы на человека, чтоб не сделать бесплодными трудов своих. Со всеми будь чистосердечен, да узришь в себе мир Божий. Как когда ужален бывает кто скорпионом, яд сего (последнего) проходит по всему телу и самое сердце повреждает, такова и злоба на ближнего в сердце: яд её уязвляет душу и в беде бывает она от зла сего. Итак, кто желает пощадить труды свои, чтоб они не пропали даром, пусть поспешит извергнуть из себя сего скорпиона, т.е. лукавство и злобу.

Библиотека


Примечание:

* Ktatai ehthran. – У св. Исаии ehthra означает вражью силу, – толпы бесов. Приобретать их – наживать, привлекать.


Текст по изданию «Добротолюбие» (том 1-ый, новорусская редакция).
Источник неизвестен .

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!