Из жития святого Григория Паламы, Архиепископа Солунского, чудотворца. О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться.

Изъ житiя святаго Григорiя Паламы,
Архiепископа Солунскаго, чудотворца.

О томъ, что всѣмъ вообще христiанамъ
надлежитъ непрестанно молиться.


Пусть никто не думаетъ, братiя мои христiане, будто одни лица священнаго сана и монахи долгъ имѣютъ непрестанно и всегда молиться, а не и мiряне. Нѣтъ, нѣтъ; всѣ мы христiане имѣемъ долгъ всегда пребывать въ молитвѣ. Ибо смотрите, чтò святѣйшiй Патрiархъ Константинопольскiй Филоѳей пишетъ въ житiи св. Григорiя Солунскаго. — Имѣлъ святитель сей друга возлюбленнаго, Iова по имени, человѣка простѣйшаго, но многодобродѣтельнаго, съ коимъ бесѣдуя однажды, владыка сказалъ о молитвѣ, что всякому вообще христiанину надлежитъ подвизаться въ молитвѣ всегда, и молиться непрестанно, какъ заповѣдуетъ Апостолъ Павелъ обще всѣмъ христiанамъ: непрестанно молúтеся (1 Сол. 5, 17 (1Фес. 5:17)), — и какъ говоритъ о себѣ пророкъ Давидъ, при всемъ томъ, что былъ царь, и имѣлъ попеченiе о всемъ царствѣ своемъ: предзрѣхъ Гóспода предо мною выну (Пс. 15:8), т. е. всегда мысленно зрю Гóспода предо мною въ молитвѣ моей. И Григорiй Богословъ учитъ всѣхъ христiанъ и говоритъ имъ, что чаще надлежитъ поминать въ молитвѣ имя Божiе, чѣмъ вдыхать воздухъ. Говоря это и многое другое другу своему Iову, святитель прибавилъ еще, что повинуясь заповѣданiямъ святыхъ, намъ надлежитъ не только самимъ молиться всегда, но и другихъ всѣхъ учить томý же, всѣхъ обще: и монаховъ и мiрянъ, и мудрыхъ и простыхъ, и мужей, и женъ, и дѣтей, и побуждать ихъ молиться непрестанно.

Слышавшему сiе старцу Iову показалось это новымъ дѣломъ, и онъ нáчалъ спорить, говоря святителю, что молиться всегда есть дѣло только аскетовъ и монаховъ, кои живутъ внѣ мiра и суетъ его, а не мiрянъ, кои имѣютъ столько заботъ и дѣлъ. Святитель привелъ новыя свидѣтельства въ подтвержденiе сей истины и новыя неопровержимыя ея доказательства, но старецъ Iовъ не убѣдился и ими. Тогда святый Григорiй, избѣгая многословiя и любопрепирательства, замолчалъ, послѣ чего каждый пошелъ въ келлiю свою.

Когда потóмъ Iовъ молился наединѣ въ келлiи своей, является ему Ангелъ, посланный отъ Бога, Иже хощетъ всѣмъ спастися и въ разумъ истины прiити (1Тим. 2:4), и укоривъ его, зачѣмъ спорилъ со святымъ Григорiемъ и противился явному дѣлу, отъ коего зависитъ спасенiе христiанъ, возвѣстилъ ему отъ лицá Божiя, чтобъ впередъ внималъ себѣ и остерегался говорить кому что либо противное сему душеспасительному дѣлу и противиться волѣ Божiей, даже и въ умѣ своемъ чтобъ не держалъ противнаго сему помысла и не позволялъ себѣ мудрствовать разно съ тѣмъ, чтò сказалъ святый Григорiй. Тогда простѣйшiй старецъ Iовъ тотчасъ поспѣшилъ къ святому Григорiю, и припадши къ ногамъ, просилъ прощенiя въ противорѣчiи ему и любопрительности, и открылъ ему все, чтò сказалъ ему Ангелъ Господень.

Видите теперь, братiя мои, какъ имѣютъ долгъ всѣ обще христiане, отъ мáла до велика, молиться всегда умною молитвою: Господи Iисусе Христе, помилуй мя! такъ, чтобъ умъ ихъ и ихъ сердце нáвыкъ имѣли всегда изрекать священныя словá сiи. Убѣдитесь же, сколько благоугождается симъ Богъ и сколько великое отъ сего происходитъ благо, когда Онъ, по безмѣрному Своему человѣколюбiю, Ангела небеснаго послалъ объявить намъ, чтобъ никто болѣе никакого не имѣлъ въ семъ сомнѣнiя.

Но чтò говорятъ мiряне? — Мы обременены дѣлами и заботами житейскими: кàкъ возможно намъ молиться непрестанно?

Отвѣчаю имъ, — что Богъ не заповѣдалъ намъ ничего невозможнаго, а все только такое, чтò мы можемъ дѣлать. Почему и это можно исполнить всякому, ревностно ищущему спасенiя души своей. Ибо если бъ это было невозможно, то было бы невозможно для всѣхъ вообще мiрянъ, и тогда не нашлось бы столько и столько лицъ, кои среди мiра исправляли сiе дѣло непрестанной молитвы, какъ слѣдуетъ, изъ коихъ да будетъ представителемъ многихъ другихъ такого рóда лицъ отецъ святаго Григорiя Солунскаго, дивный оный Константинъ, который при всемъ томъ, что вращался въ средѣ придворной жизни, назывался отцемъ и учителемъ царя Андроника, и занимался каждодневно государственными дѣлами, кромѣ своихъ домашнихъ дѣлъ, какъ имѣвшiй большое имущество и множество рабовъ, — жену и дѣтей, — при всемъ томъ столь былъ неотлученъ отъ Бога, и столь привязанъ къ умной непрестанной молитвѣ, что многократно забывалъ, что говорилъ съ нимъ царь и придворные вельможи о царственныхъ дѣлахъ, и нередко раза по два и болѣе спрашивалъ объ одномъ и томже; чѣмъ другiе вельможи, не зная причины того, смущались и его укоряли, что такъ скоро забываетъ дѣло и повторительными вопросами обременяетъ царя. Но царь, зная причину того, защищалъ его и говорилъ: «у Константина есть свои думы, которыя не даютъ ему иной разъ со всѣмъ вниманiемъ относиться къ дѣламъ нашимъ».

Премногое множество было и другихъ подобныхъ, которые, живя въ мiрѣ, всецѣло были преданы умной молитвѣ, какъ увѣряютъ историческiя о нихъ записи. — Итакъ, братiя мои христiане, умоляю васъ и я вмѣстѣ со святымъ Златоустомъ, спасенiя ради душъ вашихъ не нерадите о дѣлѣ таковой молитвы. Подражайте тѣмъ, о коихъ я сказывалъ, и сколько возможно послѣдуйте имъ. Сначала это можетъ показаться вамъ очень труднымъ, но будьте увѣрены, какъ бы отъ лицá Вседержителя Бога, что самое сiе имя Гóспода нашего Iисуса Христа, непрестанно вами призываемое, поможетъ вамъ преодолѣть всѣ затрудненiя, а съ продолженiемъ врéмени вы навыкнете сему дѣланiю и вкусите, сколь сладко имя Господне. Тогда опытно познáете, что дѣло сiе не только не невозможно и не трудно, но и возможно и легко. Почему святый Павелъ, знавшiй лучше насъ великое благо, какое доставитъ сiя молитва, заповѣдалъ намъ непрестанно молиться. Не сталъ бы онъ обязывать насъ къ сему, если бъ это было крайне трудно и невозможно, зная напередъ, что въ такомъ случаѣ мы, не имѣя возможности исполнить то, неизбежно оказывались бы ослушниками его и преступниками заповѣди его, и чрезъ то дѣлались достойными осужденiя и наказанiя. А это не могло быть въ намѣренiи Апостола.

Ктому же поимѣйте во вниманiи и способъ молитвы, кàкъ возможно непрестанно молиться, — именно — молиться умомъ. А это мы всегда можемъ дѣлать, если захотимъ. Ибо и когда сидимъ за рукодѣльемъ, и когда ходимъ, и когда пищу принимаемъ, и когда пьемъ, всегда умомъ можемъ молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную. Тѣломъ будемъ работать, а душею молиться. Внѣшнiй нашъ человѣкъ пусть исполняетъ свои тѣлесныя дѣлá, а внутреннiй весь пусть будетъ посвящаемъ на служенiе Богу, и никогда не отстаетъ отъ этого духовнаго дѣла умной молитвы, какъ заповѣдуетъ намъ и Богочеловѣкъ Iисусъ, говоря въ святомъ Евангелiи: ты же, егда мóлишися, внúди въ клѣть твою, и затворивъ двéри твоя, помолися Отцу твоему, Иже втайнѣ (Мѳ. 6, 6 (Мф. 6:6)). Клѣть души есть тѣло; двéри наши суть пять чувствъ тѣлесныхъ. Душá входитъ въ клѣть свою, когда умъ не блуждаетъ туда и сюда по дѣламъ и вещамъ мiрскимъ, но находится внутрь сéрдца нашего. Чувства наши затворяются и остаются такими, когда мы не даемъ имъ прилѣпляться къ внѣшнимъ чувственнымъ вещамъ, и умъ нашъ такимъ образомъ остается свободнымъ отъ всякаго пристрастiя мiрскаго и сокровенною умною молитвою соединяется съ Богомъ Отцемъ своимъ.

И Отецъ твой, видяй втайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ, прилагаетъ Господь. Видитъ, вѣдающiй все сокровенное, Богъ умную молитву и воздаетъ явными дарами великими. Ибо и эта молитва есть истинная и совершенная молитва, которая исполняетъ дýшу божественною благодатiю и духовными дарами, подобно мѵру, которое чѣмъ крѣпче затыкаешь сосудъ, тѣмъ благоуханнѣйшимъ дѣлаетъ сосудъ сей. Такъ и молитва, чѣмъ крепче заключаешь ее внутрь сéрдца, тѣмъ болѣе она обилуетъ божественною благодатiю.

Блаженны тѣ, которые навыкаютъ сему небесному дѣланiю, потому что имъ они побѣждаютъ всякое искушенiе злыхъ бѣсовъ, какъ Давидъ побѣдилъ гордаго Голiаѳа. Имъ погашаютъ безчинныя пожеланiя плоти, какъ три отрока угасили пламень пещи. Симъ дѣланiемъ умной молитвы укрощаются страсти, какъ Данiилъ укротилъ дикихъ звѣрей. Имъ низводятъ росу Духа Святаго въ сердце свое, какъ Илiя низвелъ дождь на гору Кармилъ. Сiя умная молитва восходитъ до самаго престола Божiя и хранится въ златыхъ фiалахъ, и, какъ кадило, благоухаетъ предъ Господомъ, какъ видѣлъ Iоаннъ Богословъ въ откровенiи: двадесять и четыри старцы падоша предъ Агнцемъ, имуще кiйждо гусли, и фiалы златы полны ѳимiама, иже суть молитвы святыхъ (Откр. 5:8). Сiя умная молитва есть свѣтъ просвѣщающiй дýшу человѣка и сердце его воспламеняющiй огнемъ любви къ Богу. Она есть цѣпь, держащая въ единенiи Бога съ человѣкомъ и человѣка съ Богомъ. О, ни съ чѣмъ несравнимая благодать умной молитвы! — Она поставляетъ человѣка въ положенiе всегдашняго собесѣдователя съ Богомъ. О, дѣло, воистину дивное и предивное! Тѣлесно обращаешься съ людьми, а умно бесѣдуешь съ Богомъ.

Ангелы не имѣютъ чувственнаго гласа, но умомъ приносятъ Богу непрестанное славословiе. Въ этомъ состоитъ все дѣло ихъ и этому посвящается вся жизнь ихъ. Такъ и ты, брате, когда входишь въ клѣть свою, и затворяешь дверь, т. е. когда умъ твой не влается туда и сюда, но входитъ внутрь сéрдца твоего, и чувства твои заключены и отграждены отъ вещéй мiра сего, и ты такимъ образомъ всегда молишься, тогда ты бываешь подобенъ святымъ Ангеламъ, и Отецъ твой, видящiй тайную молитву твою, которую приносишь ты Ему въ сокровенности сéрдца своего, воздастъ тебѣ явѣ великими духовными дарами.

Да и чтò еще большее и лишшее желаешь ты отъ сего, когда, какъ я сказалъ, ты мысленно всегда находишься предъ лицемъ Бога и бесѣдуешь съ Нимъ непрестанно, — бесѣдуешь съ Богомъ, безъ Коего никогда никакой человѣкъ не можетъ быть блаженнымъ ни здѣсь, ни въ другой жизни.

Наконецъ, брате мой, кто бы ты ни былъ, когда возмешь въ рýки сiю книгу, и прочитавши, возжелаешь испытать дѣломъ ту пользу для души, какую доставляетъ умная молитва, тéплѣ прошу тебя, не забудь, когда станешь творить молитву сiю, съ однимъ воззванiемъ: Господи, помилуй! вознести къ Богу прошенiе и о грѣшной душѣ того, кто потрудился надъ составленiемъ сей книги, и того, кто тратился на отпечатанiе и изданiе; ибо они имѣютъ большую нужду въ молитвѣ твоей, да обрящутъ милость Божiю душѣ своей, какъ и ты своей. Бýди! Бýди!

Библиотека


Текст по изданию «Добротолюбiе в русскомъ переводѣ, дополненное» (Томъ пятый. Иждивенiемъ русскаго на Аѳоне Пантелеимонова монастыря. Москва. Типографiя И. Ефимова, Большая Якиманка, д. Смирновой, 1900).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!